Через Матале в Канди. Славный город. Храм Зуба Будды

День четвертый, продолжение. 

Итак, путь наш лежал в Канди. Там по плану у нас было посещение храма Зуба Будды и шоу с национальными танцами и факирами, если успеем.

Время приближалось обеденное, и наш водитель категорически настоял на обеде, а нам есть практически не хотелось. Здесь, в этой стране с вечным летом, есть вообще толком не хочется. Кажется, что за весь день можно съесть пару маленьких бананов, и чувство голода вас так и не посетит. Но, судя по водителю, когда-то оно все-таки придет и станет регулярным.

Остановились в местечке Ранвели (Ranweli), где есть одноименные сад специй и ресторан. Территориально это находится в Матале. Нас встретили местные. Двое очень неплохо говорили по-русски. Наш водитель пошел есть, а нас, раз мы отказались обедать, хотели отправить в сад специй, утверждая, что там можно просто все бесплатно посмотреть и ничего не покупать. Но Тим отказался от сада по-русски и, для верности, по-английски.

А вот в ресторан мы решили все-таки заглянуть. И не пожалели. За 1980 рупий на двоих мы поели со «шведского стола» совершенно не острые блюда: вареный сладкий картофель, местный вариант рагу из разных овощей, томатный суп, свежие огурцы и помидоры. Были еще какие-то овощи, полукабачки-полуфасоль, плоды «рисового дерева» — можно было что угодно попробовать в любом количестве. Еще мы выпили два ананасовых сока. Еда была горячей и аппетитной, а сок прохладным и просто бесподобным на вкус! Это был самый вкусный сок, который мы когда-либо пили.

На выходе из ресторанчика традиционно стояла большая каменная чаша с водой на подставке. Только в ней плавали не цветочки, как обычно, а рос лотос, шныряли гупешки и другие крохотные тропические рыбки.

Отлично отобедав, мы поехали дальше. На пути опять попадалось множество буддийских статуй под навесами.

Но кроме этого нам повстречался огромный индуистский храм. В воротах стоял старик и жестами зазывал нас посмотреть храм. Мы прошли в ворота, но в сам храм заходить не стали, сфотографировали издалека. Хотя, судя по внешней замысловатой облицовке в виде фигурок разных божеств, внутри тоже наверняка было весело.

 

 

На въезде в Канди была небольшая пробка. Сильно она нас не задержала, и около 15.00 мы были на месте.

Мы хотели поселиться в Blinkboonie Inn, о котором читали положительные отзывы в интернете. Местные быстро показали водителю, как добраться.

Гест располагался на небольшой возвышенности и оказался действительно очень милым, небольшим и уютным. Нам показали комнаты с кондиционером и без. Кондиционер на Ланке в номере не нужен совсем и, пожалуй, даже вреден, так как можно простудиться. Вполне хватает вертушки под потолком — они есть практически во всех гостиницах.

С балконов обоих номеров открывался замечательный вид на город и озеро, но перила балкона в номере с кондиционером были густо оплетены бугенвиллеей — растением с красивыми ярко-розовыми цветами. И мне вдруг непременно захотелось номер именно с этим балконом.

Мы объяснили нашу позицию управляющему, и он сказал, что, если мы заплатим на 300 рупий больше, то он поселит нас в номер с кондиционером, но не даст от него пульта. Таким образом, вид нам достанется, а кондиционер — нет. Мы согласились. Итого цена за номер без питания составила 3300 рупий.

Телевиком сфотографировали с балкона вид на храм Зуба Будды, большую белую статую Будды вдали на горе в Бахираваканде (Bahirawakanda) и городские домики. На многих крышах были прицеплены какие-то девайсы, напоминавшие батарейки, с солнечными панелями и черные баки для нагрева воды на солнце.

 

 

В номере лежала распечатка с предупреждениями, среди которых было особо выделено «Внимание! Закрывайте окна! Здесь обезьяны!». На всякий случай проверили, плотно ли мы закрыли балконную дверь и окна, иначе действительно эти наглые зверюги могут забраться внутрь, шарить по вещам и даже устроить погром. Все было закрыто на задвижки. Мы выгрузили вещи и спустились на машине с возвышенности к городскому озеру, вдоль которого дальше прошли до храма пешком.

Дело было к вечеру, с озера веяло прохладой. После пребывания в достаточно жарком центре острова здесь было очень комфортно — температура в Канди обычно +24+25 градусов.

И это неудивительно, ведь город расположен в горном массиве на высоте 488 м над уровнем моря. Хотя это невысоко, практически у подножия гор, но, благодаря такому расположению и большому озеру в центре города, климат здесь очень мягкий.

Упомянутое озеро было создано последним королем Канди — Шри Викрамой Раджасингхе, запрудившим поток, который бежал через болота на окраинах города. Рассказывают, что король очень радовался, когда в пруду начали появляться рыбы, и кормил их вареным рисом.

 

 

Город Канди был основан князем Викрамой Баху. Именно он перенес столицу в место, носившее ранее название Сенкадалага. Среди европейцев оформившееся княжество было известно как Канда, а затем Канди. Что в переводе означает «гора», а местное сингальское название города Маха Нувара — Великий город.

В 1592 г. в Канди была перенесена реликвия — священный зуб Будды, который прибыл на остров, спрятанный в волосах принцессы Хемамалы в 331 г. н.э. Это событие подтвердило столичный статус Канди.

 

 

На берегу озера находится Шри Далада Малигава — храм Священного Зуба Будды. В него мы и направлялись. Во многом благодаря этому храму со священной реликвией, Канди является центром буддизма и религиозной столицей страны.

Территория храма огорожена, на входе обыскивают — отдельно мужчин, отдельно женщин. У Тима пооткрывали все карманы рюкзака, а меня пропустили без церемоний, ведь кроме фотоаппарата я ничего с собой не брала, а одежда — легкая рубашка и юбка. Оружия, наркотиков и проституток у нас опять не нашли и пропустили дальше.

В святых местах, а особенно в храмах, необходимо соблюдать свой дресс-код: обувь не допускается, носки оставлять можно; одежда в целом должна быть скромной, без вырезов в «интересных местах»; шорты и короткие юбки не допускаются; открытые плечи также неуместны — лучше, если руки будут закрыты до локтя.

Несмотря на скромную закрытую одежду, я умудрилась привлечь чрезмерное внимание местных и индийских паломников — все смотрели на мои ярко-рыжие волосы как на диво. Угораздило же меня перед поездкой выбрать такой яркий цвет, хотя планировала покраситься в более темный.

На территории храма разгуливали полчища индийцев и ланкийцев, с озера дул прохладный ветерок, было очень свежо, ощущалась благодать. Замечательное место! Канди — один из тех городов, в которых хотелось бы пожить.

На самом деле храм Зуба Будды является частью комплекса из нескольких зданий: помимо самого храма в него входит расположенный севернее Королевский дворец, Дворец королевы, Холл для аудиенций.

Мы купили билеты, которые в этом месте не просто бумажка, а целая увесистая брошюрка с диском и в полиэтиленовой упаковке.

 

 

О том, что некоторые фотоаппараты снимают видео не хуже видеокамер, никто, видимо, не догадывается, поэтому лишние 300 рупий за разрешение на видеосъемку платить не пришлось.

Разувшись, мы сунули обувь в рюкзак и вошли во внутренний храм. Внутри было мирно и невероятно красиво, со второго этажа храма доносилось протяжное пение, кое-где трепыхались флаги на ветру.

 

 

Здесь, прямо напротив входа, за расшитыми занавесками прячут Зуб Будды. Правда, увидеть эту реликвию невозможно.

Зуб вытаскивают только во время праздника Эсала-перахера. Каждый год по случаю месяца эсала (июль—август) святыне традиционно воздают почести: слоны,  украшенные яркими попонами с иллюминацией и колокольчиками, торжественно шествуют по улицам, неся Зуб, сопровождаемые процессией музыкантов, акробатов, танцоров. Но даже во время этого празднования Зуб не выставляется напоказ, и вместо него носят ларец.

Пришел верующий и поклонился занавескам, припав лбом к полу. Так и застыл в поклоне на долгое время.

 

 

Опять мы старались применить нашу излюбленную тактику — дождаться, пока схлынет очередная волна туристов, и спокойно фотографировать. Отдельных туристов Тим вежливо разгонял. Правда, буддистов мы терпеливо ждали сами, ведь они пришли поклониться и помолиться.

Нам чудом удалось сфотографировать безлюдным помещение с золотым Буддой и шахматным полом. Буквально после пары кадров туда набилась толпа народу, и более этот зал от людей не освобождался. Мы долго ждали, когда он опустеет, чтобы сделать контрольные снимки, но так и не дождались.

 

 

Мы поднялись на второй этаж, там находился многометровый алтарь, весь усыпанный цветами лотоса, и прямо на полу сидело множество медитирующих и молящихся людей.

На входе стоял монах в оранжевом одеянии. Сразу за нами привели толпу ребятишек, человек пятьдесят, многие подбегали к монаху и с явным удовольствием, падая, кланялись ему в ноги. При этом у них был такой счастливый вид, будто им конфетку дали. Потом детишки сели на пол и тоже стали молиться.

Пока снимали фото и видео, мы чувствовали себя весьма неловко. У них тут таинства, а мы ходим со штативом и огромной «фото-пушкой» и всё снимаем.

Какой-то местный сказал, что при храме есть еще музей, и туда можно попасть по тем же билетам. Решили зайти и в музей. У нас спросили билеты, мы показали входные, и нас действительно пустили. Перед входом в музей в коридоре сидел дядька в белых одеждах. Он сам подошел и повел нас внутрь.

Он излагал на неплохом английском факты, о которых и без того более подробно было написано на том же английском рядом с экспонатами. Показывая фотографии разрушенного храма, развешенные вдоль стены, рассказывал историю его подрыва исламистами в 1998 году, пытавшимися уничтожить буддийскую реликвию — Зуб Будды. Часть храма была разрушена, но реликвия уцелела, храм восстановили и с тех пор только повысили бдительность в его охране.

Из всех экспонатов в музее больше всего запомнились огромных размеров слоновьи бивни с искусной резьбой: внутри бивня молились будды, а сверху над ними была затейливая решеточка, выпиленная из поверхности бивня. Фото- и видеосъемка в музее, к сожалению, запрещены.

Поднялись еще выше, на третий этаж, и там музей продолжился. Внезапно гид вывел нас на какой-то потайной балкончик, с которого мы сняли красивый закатный пейзаж.

 

 

Мы дали непрошенному экскурсоводу 100 рупий просто за инициативу и доброе отношение.

Выйдя из храма и миновав ларьки с лотосами, пошли вдоль озера обратно к парковке.

На часах было шесть с копейками, и в храме как раз началась служба. Молитвы из храма транслировали по громкоговорителю на всю улицу. По пути мы сняли несколько закатных фото и видео озера под звуки буддийских песнопений и громкий галдеж многочисленных местных птиц.

 

 

На танцы мы не успели, они начинаются в пять вечера, хотя на самом деле туда можно пройти и после начала, но нам не захотелось.

Мы приехали в отель, сфотографировали ночной вид города с балкона. Канди — это, вероятно, что-то наподобие шри-ланкийского Питера, культурная столица. В отличие от многих других городов, где после заката солнца жизнь быстро замирала, в Канди и ночью носились машины, светили огоньки.

Мы спустились в ресторан на первом этаже. Там есть wi-fi, за ним мы сюда и пожаловали, но из кухни так вкусно пахло, что мы решили заказать томатный суп и ананасовый сок. Суп принесли минут через 15, выглядел он очень аппетитно, но оказался весьма острым.

За соседний столик подсели три женщины из Нидерландов, они обсуждали свою культурную программу. Пока они ели, к ним три раза подходила хозяйская кошка и клянчила еду, тут же за ней прибегал мальчик и куда-то относил. А потом все повторялось. Вскоре в ресторан подошел наш водитель Берти и тоже что-то стал есть.

Вечер был хорош. Наверное, как и все вечера на Шри-Ланке. Особенно после утомительных походов, когда подступает такое расслабленное состояние довольства всем на свете.

Где-то вдалеке затянули тоскливую ланкийскую песню. По стенам и потолку бегали гекконы и ели мошек около лампочек. А еще откуда-то доносились знакомые со вчерашнего вечера звуки чириканья или скорее чоканья. Наконец удалось определить, что эти звуки исходят от гекконов! Так вот оказывается, какое существо нарушало ночную тишину в нашем номере в Хабаране! Это было для нас удивительным открытием, ведь мы привыкли, что ящерицы — создания молчаливые.

Стоял вечер, плавно переходящий в ночь. Мы по-английски ушли в свой номер.

 

 

 


+ схема перемещения на карте (Дамбулла — Канди). Время в пути — около 3 часов

 

 

Вперед →

← Назад

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.